Как выживает гражданская авиация Ирана в условиях санкций?

Переговоры в Вене о восстановлении соглашения 2015 года с Ираном, которое включало ослабление санкций в обмен на свертывание ядерной программы Тегерана, включают покупку самолетов Airbus и ATR. Об этом сообщил глава Организации гражданской авиации Ирана Мохаммад Мохаммади-Бахш на пресс-конференции в столице этой страны, состоявшейся 16 марта.

iranair-e1647879784654
За время действия санкций иранский парк самолетов сильно устарел

В свете прогресса в переговорах между западными державами и Ираном в течение нескольких недель после длительного тупика Мохаммади-Бахш сказал, что Иран уже приобрел 10 авиалайнеров за последние три месяца, средний возраст которых составляет от 15 до 20 лет. Он добавил, что CAO в настоящее время ведет переговоры с двумя европейскими производителями о поставке оборудования и запчастей, в которых так остро нуждаются иранские авиакомпании.

«Наши переговоры о поставке деталей для самолета ведутся одновременно с приостановленными несколько лет назад переговорами о возобновлении ядерной сделки», — пояснил он.

«За последние 42 года, несмотря на строжайшие санкции, авиационная отрасль выстояла. Несмотря на четыре десятилетия санкций, мы оказывали услуги и удовлетворяли потребности авиакомпаний, используя местные возможности ремонта и доставки запчастей», — сказал Мохаммади-Бахш, подчеркнув, что у иранских властей есть конкретная стратегия для решения проблем иранского авиационного сектора, возникших в результате его изоляция в последнее время.

Он добавил, что в настоящее время IranAir эксплуатирует семь турбовинтовых самолетов ATR, а это означает, что шесть из них находятся на техническом обслуживании или в ремонте. Обычно во всем мире не более 25 процентов воздушных судов нуждается в капитальном ремонте, пока другие находятся эксплуатации.

По данным наших аналитиков, из 43 самолетов парка IranAir тринадцать представляют собой модели ATR, в частности ATR 72-600, шесть из которых в настоящее время активны. Известно, что из 43 самолетов 20 являются действующими и исправными, как и остальные – два А300-600Р, один А300В4, один А310-300, один А319-100, два А320-200, один А321-200, два А330-200, один B747-200C(M) и три Fokker F100.

Получивший отказ от администрации Трампа, Тегеран попытался повторно активировать заказы от Airbus, ATR и Boeing вскоре после того, как в январе 2021 года к присяге был приведен Джо Байден, но переговоры продвигались медленно. Теперь, когда большая часть мира отказывается от российской нефти и начинает нуждаться в ней из Ирана, переговоры набирают обороты.

В ответ на вопрос иранского агентства печати Мохаммади-Бахш сказал, что CAO «информировало Запад, что, если соглашение 2015 года будет возобновлено, мы начнем новые переговоры, пересмотрев условия контракта на модернизацию парка иранских авиакомпаний».

Ирану больше не нужны ATR

svg%3E

На вопрос, как будут пересмотрены контракты Airbus и Boeing и согласилась ли IranAir импортировать больше ATR, Мохаммади-Бахш сказал: «Это вполне естественно, что спрос изменился через пять лет. Нам приходится учитывать новые мнения экспертов, но самым важным вопросом для нас является продолжение работы службы поддержки. Я и другие эксперты авиационной отрасли против импорта большего количества самолетов ATR. Мы считаем, что ATR не подходят для иранского климата и не принесут пользы иранской экономике по такой цене».

Санкции годами бьют по развитию гражданской авиации Ирана

Предыдущее решение президента США Дональда Трампа вывести свою страну из соглашения 2015 года по ядерной программе Ирана и вновь ввести санкции против этой страны привело к отзыву лицензии на экспорт в эту страну самолетов Airbus и Boeing. Иран заказал более 100 самолетов на сумму 20,8 миллиарда долларов у Airbus, 20 самолетов почти на 1 миллиард евро у ATR и 80 самолетов на сумму 17 миллиардов долларов у Boeing. Эти ограничения могут больше затронуть Airbus, поскольку соглашение Ирана с Францией касалось новых заказов на самолеты и комплексного пакета для гражданской авиации.

Затем Iran Air подписала соглашение с Airbus о покупке 71 нового широкофюзеляжного и 45 узкофюзеляжных самолетов. Контракт включал услуги по обучению экипажей, а также техническое обслуживание, поддержку и эффективное внедрение нового флота. Заказ на 106 самолетов Airbus для Iran Air был распределен на 16 – A350-1000, 18 – A330-900neo, 27 – A330-200, 24 – A320neo и 21- A321ceo.

В то же время в 2016 году Аббас Ахмад Ахунди, тогдашний министр развития Ирана, подписал всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве по модернизации отечественного сектора гражданской авиации. Контракт включал поддержку развития аэронавигационного обслуживания (УВД), аэропортов и воздушных операций, гармонизацию авиационных правил, техническую и научную подготовку, а также развитие авиационной техники, ремонт и производственную кооперацию между авиационными компаниями.

Нынешний парк авиаперевозчиков Ирана является одним из старейших в этом регионе. Средний возраст воздушных судов превышает 24 года (примерно в два раза больше, чем в среднем по миру). В Иране и по сей день летают самолеты, которые помнят времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Среди них есть или были, в то числе, Airbus A300, Boeing B727, B747SP или B747-200. Любопытно, что иранская Saha Air отозвала последний в мире Boeing 707, использовавшийся для коммерческих пассажирских рейсов всего восемь лет назад.

Из-за предыдущих санкций иранцы были фактически отрезаны от современных технологий, в том числе авионики и двигателей, а также запасных частей, необходимых для надлежащего обслуживания самолетов. Airbus, Boeing и Fokker часто обслуживались местными компаниями без поддержки производителей. Иранские власти неоднократно указывали, что эмбарго может нарушать принципы, содержащиеся в ст. 44 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, так как это негативно влияет на безопасность полетов. По имеющимся данным, за последние 34 года произошло более 210 разного рода катастроф с участием иранской техники, в которых погибло более 2000 человек.   Именно поэтому многие эксперты утверждают, что санкции в этом вопросе должны быть сняты как можно скорее, так как они не имеют никакого эффекта, а наоборот, усугубляют отсутствие безопасности гражданской авиации в Иране.

Об авиации Ирана

По численности населения ИРИ опережает все страны региона. В ОАЭ проживает 9 млн человек, в Турции — 73 млн человек, в Саудовской Аравии — 27 млн человек. При этом в Иране насчитывается 16 авиационных компаний, в ОАЭ — 19 компаний, в Турции — 16 компаний, в Катаре — 2 компании и в Саудовской Аравии — 11 компаний. В Иране находится в эксплуатации 141 самолет, в ОАЭ — 431 самолет, в Турции — 385 самолетов и в Саудовской Аравии — 201 самолет.

Важным показателем считается срок эксплуатации авиационной техники. Так, в Иране самый продолжительный средний возраст самолетов гражданской авиации составляет 21 год, а в ОАЭ этот показатель не превышает 5 лет, в Турции — 7 лет, в Катаре — 5 лет и в Саудовской Аравии — 9 лет.

Авиация относится к числу отраслей, наиболее чувствительных к удушающим санкциям Запада. 30 лет санкций и ирано-иракская война привели к значительному отставанию иранской авиации. Гражданская авиация Ирана лишена возможности своевременно приобретать радары, вспомогательное оборудование, новые самолеты и запчасти к ним. До введения в отношении Ирана санкций все это приобреталось в западных странах.

Руководство Исламской Республики Иран уделяет пристальное внимание развитию авиационного транспорта и решению проблем в этой сфере.